URL — унифицированная система электронных адресов веб-сайтов, используемая как указатель их расположения в сети интернет. Ее можно сравнить с обычным адресом — чтобы добраться куда-то, вам нужно знать название конкретной улицы, номер дома, подъезда, квартиры. После этого нужно проложить маршрут до точки назначения. Похожим образом работают URL.
В этой статье мы расскажем о нем подробнее: из чего состоит структура УРЛ, как она влияет на SEO и что нужно делать, чтобы веб-адрес помогал продвижению.
Из чего состоит URL-адрес
Саму аббревиатуру можно перевести как Uniform Resource Locator (Унифицированный указатель ресурса).

Структура URL-адреса состоит из 5 частей:
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Протокол
Протокол — это самая первая часть веб-адреса сайта, определяющая путь подключения к нему. Протокол может быть защищенным и иметь вид HTTPS, или обычным (HTTP). Также есть другие разновидности — ftp для передачи файлов через систему FTP, irc для IRC и другие.
Сейчас большинство сайтов переходят на первый тип, и браузеры иногда предупреждают, если веб-ресурс не имеет HTTPS. Подключение защищенного протокола положительно скажется на продвижении вашего сайта в поисковых системах — они отдают предпочтение веб-ресурсам с защищенным соединением.
Также, согласно статистике от PixelTools, 98% сайтов в топ-10 Яндекса имеют сертификат HTTPS. Для Google этот показатель согласно отчетности составляет 96%.
Домен и суффикс
Домен (доменное имя) — онлайн-адрес сайта, служащий для его идентификации и используемый как место размещения веб-сайта в интернете. Его можно сравнить с обычным адресом. Каждый раз, вводя запрос, человек указывает доменное имя. В действительности эта часть имеет вид IP-адреса.
Например, 5.255.255.60 — это «машинное» наименование Yandex.ru. Но для людей такие числовые комбинации сложны в запоминании, поэтому были придуманы именные домены.
После ввода домен отправляется в DNS-базу — там компьютеры могут получить информацию в виде IP-адресов и узнать точное местоположение сайта, «расшифровав» названия, введенные пользователем.
Суффикс — это окончание каждого домена, которое используется для определения вида сайта. Пример: com означает коммерческий сайт, org — компанию или организацию (не обязательно коммерческую), gov — правительственный сайт, и т.д. Окончания поставляются вместе с доменными адресами при продаже.
Путь
Путь — означает направление к какой-либо конкретной странице или файлу. Например, если человек хочет получить доступ к новостям Яндекса, он введет в браузерную строку Yandex.ru/news.
Путь разделяется символом косой черты и может быть абсолютным или относительным.
К первому виду относят пути с полным веб адресом (до корневой директории), относительные же интерпретируются в зависимости от положения текущего веб-документа.
Запрос (GET-параметр)
Запрос (или параметр) идет сразу после вопросительного знака «?» и используется при передаче данных на сервер. Запросы разделяются символом амперсанда («&»).
Параметры применяются, например, в интернет-магазинах, когда пользователь хочет выделить только товары определенной категории — тогда используются Get-запросы, которые говорят серверу, что клиент хочет получить какую-либо информацию с конкретной страницы.

Например, если пользователь, при выборе смартфонов в разделе https://example.ru/product/smartfony/, выберет пункт «Xiaomi» в фильтре «Бренд» и пункт «Черный» в фильтре «Цвет», то к изначальной конструкции URL раздела добавятся GET-параметры — «?brand=xiaomi&color=black». Конечный URL, в таком случае, будет выглядеть так — https://example.ru/product/smartfony?brand=xiaomi&color=black
Якорь (анкор)
Размещается в самом конце УРЛ адреса и используется для конкретных областей на странице. Якоря всегда начинаются со значка «#», при этом их не обязательно всегда размещать в url.
Наиболее типичный пример использования — в больших статьях можно устанавливать якоря на подзаголовки, чтобы пользователь мог кликнуть по содержанию и сразу перейти к интересующей части.
Дополнительные части структуры
В URL также могут находиться:
- логин и пароль — используются в защищенных соединениях, когда нужна авторизация пользователя, но это не очень хорошо для безопасности — данные в таком случае можно перехватить;
- порт — номер, иногда идущий сразу после доменного имени. Его включают, когда серверу нужно указать, какую информацию должен получить пользователь.
Влияние URL на SEO-продвижение сайта
В своей работе поисковые роботы оценивают не только сайты и их содержимое, но и URL адреса, а также то, как сильно они привлекают пользователи. Короткие и лаконичные урл привлекают людей лучше длинных и запутанных.
Чтобы URL положительно сказывался на продвижении, старайтесь придумать краткие адреса, которые легко запомнятся посетителям. Так они смогут найти ваш сайт в любой момент.
Несколько рекомендаций по составлению URL:
- Если есть возможность — добавьте в домен ключевые фразы, это положительно скажется на продвижении. Но помните, что они тоже будут учитываться вместе с остальными, поэтому следите за переспамом.
- Придерживайтесь оптимальной длины — не более 3-5 слов.
- Для разделения используйте дефисы, которые также нравятся поисковым системам.
- Не используйте кириллицу — она автоматически кодируется и превращается в непонятную «кашицу».
- Пишите только со строчных букв при формировании веб-адреса.
Создавайте человекопонятные URL для людей — это положительно скажется на динамике посещений и будет учтено поисковыми системами при индексации сайта.
Человекопонятный URL (ЧПУ) — адрес, состоящий из понятных слов и отражающий наглядную структуру сайта. Он не имеет дополнительных знаков в виде «?», «&» и других символов (или имеет по-минимуму).
Преимущество ЧПУ — глядя на него, пользователь сразу поймёт, что он, например, находится в категории с ноутбуками Xiaomi.
Пример хорошего URL:
https://example.ru/product/laptop/xiaomi
Пример плохого URL:
http://example.ru/index.php?cat=49&subcat=3&id=29