Ранжирование — это сортировка страниц сайтов и расположение их в приоритетном порядке по определенным критериям. То есть когда пользователь вводит в поисковую строку определенный запрос, поисковые системы составляют выдачу сайтов на основании сотни и тысяч критериев. Поисковые системы анализируют сайты, которые подходят под запрос, и размещают их в определенном порядке.
Понимание механизмов ранжирования помогает понять и логику выдачи Яндекс и Google, что очень важно для продвижения. Алгоритмы этих поисковых систем (далее - ПС) с каждым годом становятся совершеннее, поэтому накрутить параметры и вырваться в ТОП какими-то обходными путями становится все сложнее.
Ранжирование и релевантность
Главным принципом, по которому производится ранжирование, является релевантность — соответствие содержимого страницы введенному запросу. То есть когда пользователь вводит в поисковую строку запрос «купить телефон», в первую очередь он должен увидеть ресурсы, на которых он может его купить, а не сайты с предложением посмотреть новый блокбастер или построить дом.
Поисковые системы присваивают сайту итоговую релевантность исходя их трех видов ранжирования:
Смыслового (по содержанию).
Подразумевает, что тексты и изображения на странице сайта, должны соответствовать целевому запросу, то есть отвечать на вопрос пользователя и быть ему полезными.
Технического (формального) ранжирование.
Этот алгоритм предусматривает соответствие сайта определенным техническим требованиям. Например, если сайт продвигается при помощи «черной» оптимизации, создается специально для перенаправления на другой сайт или обманывает пользователей любым другим способом, то он просто не попадет в выдачу. А даже если и попадет, то долго в ней точно не продержится.
Ссылочного.
Анализируется общее количество и качество переходов на сайт с других ресурсов. В основе этого алгоритма лежат сразу несколько параметров: длина и содержание анкора, возраст домена и ссылки, авторитетность сайтов, на которых находится ссылка, место ее размещения и т.д.
К сожалению, для выхода в ТОП недостаточно создать страницу, релевантную поисковому запросу. В ТОПе часто можно увидеть старые домены с сотнями страниц, обогнать которые молодому сайту будет довольно сложно.
Вводя в поисковую строку некий запрос, пользователь хочет получить полезный и точный ответ. Поэтому при ранжировании выбираются результаты, подходящие под введенный запрос по степени точности ответа (по мнению ПС). То есть поисковая система отранжировав результаты по точности ответа экономит Вам время и нет необходимости просматривать сотни результатов, чтобы найти наиболее подходящий материал.
При этом ранжирование — это не просто подбор самого подходящего ресурса. Иногда запрос может быть расценен двояко. В 2010 году Яндекс запустил технологию «Спектр», которая позволяет выводить ответы даже на самые неявные запросы, опираясь на запросы всех пользователей и разделяя их на классы (имена, марки, названия, модели и т.д.).
Например, при введении в поисковую строку запроса «Ока» алгоритмы подберут множество результатов: покажут в выдаче страницы про реку Оку, машину и, например, межкомнатные двери с таим названием. Или при введении в поисковую строку слова «суши» — человек хочет заказать или приготовить суши?
Именно для таких случаев и была разработана технология «Спектр», которая, учитывая множество неявных целей пользователей, показывает наиболее релевантные для них ответы (анализирует в какую категорию попадает объект, что обычно про него спрашивают и на основании полученный данных оценивает, какой процент людей ищет этот объъект с каждой конкретной целью).
Факторы ранжирования
Для ранжирования поисковые системы анализируют различные характеристики сайтов и их документов, на основании которых определяется релевантность этих документов, (а потом, согласно этой релевантности, осуществляется сортировка). Такие характеристики называются факторами ранжирования. На текущий момент используется более 1000 факторов.
Несмотря на то, что каждая поисковая система использует собственные алгоритмы ранжирования (это объясняет, почему один и тот же сайт иногда находится на разных позициях в выдаче Яндекс и Google), оба поисковика учитывают как внешние, так и внутренние параметры сайта.
К внешним факторам ранжирования относят:
- Количество и качество входящих ссылок. Причем первоочередное внимание уделяется именно их качеству.
- Авторитетность и стабильность ресурсов, на которых расположены ссылки.
- Соответствие анкора запросу.
- Размер брендового трафика.
Внутренние факторы:
- Соответствие содержания страницы запросу пользователя.
- Как часто пользователи возвращаются на сайт.
- Удобство использвоания сайта для пользователя.
- Авторитетность, экспертность, достоверность вашего ресурса (E-A-T от Google и проксима от Яндекс).
Большое значение имеют поведенческие факторы, например, один из самых важных показателей возвращается ли пользователь в выдачу после посещения вашего сайта.
Анализируя сайты, поисковые алгоритмы обращают внимание не только на эти параметры.
Кроме этого, значение имеет скорость загрузки страниц, частота обновления и полезность контента. Важным фактором ранжирования являются и сигналы из соцсетей.
Алгоритмы ранжирования в Яндекс и Google
Каждая поисковая система применяет собственные алгоритмы. А значит и выдача у них будет разная.
В Google
В целом все, что касается ранжирования, держится в относительной секретности американским Google. По крайней мере, официальные ответы от специалистов по этому поводу отсутствуют.
В Яндекс
О механизме ранжирования, который используется в Яндекс, известно гораздо больше. Эта ПС применяет множество различных алгоритмов при своей работе, детальнее их разберем в одной из следующих статей. Но все алгоритмы построены на поведении пользователей, которые ежедневно выполняют поиск по определенным ключевым словам и взаимодействуют с найденными страницами.
Такие показатели — это база, на которую ориентируются алгоритмы, потому что сама по себе программа не может понять, какой ресурс считать хорошим и подходящим, а какой нет. Таким посетили своими действиями обучают алгоритм принимать решения.
В целом, в Яндексе учитывается более 1000 характеристик. И когда на сайте присутствуют негативные факторы, то поисковик начинает понижать его релевантность.
Также в Яндексе есть еще некоторые особенности ранжирования:
- Все страницы в индексе автоматически сканируются на вирусы.
- Страницы с навязчивой рекламой искусственно понижают в выдаче.
Говоря простыми словами, ранжирование — это сортировка. Но насколько бы современными не казались алгоритмы этой сортировки, у них тоже есть слабые места.
Многие эксперты сходятся во мнении, что самым уязвимым местом ранжирования как такового являются ошибки при упорядочивании большого числа страниц, когда поисковой системе необходимо определить точную связь между ними, оценивая их при этом как один большой объект. Кроме того, не стоит забывать, что теоретически на процесс ранжирования можно повлиять для достижения политических или экономических целей. То есть какие-то события из политической или экономической жизни общества пусть и косвенно, но могут влиять на выдачу. Также необходимо учитывать тот факт, что компании, которые рекламируются в Яндекс и Google и регулярно появляются в коммерческой выдаче, имеют несколько бОльшие шансы быть заметными в выдаче. И, конечно, поисковые системы до сих пор остаются частично уязвимыми перед методами "черной" оптимизации, в частности такими, как накрутка поведенческих факторов.
Каждая поисковая система использует свой метод ранжирования. Наглядно это можно увидеть, посетив поиск Яндекс и Google. Алгоритмы ранжирования постоянно меняются и совершенствуются, поэтому страницы, которые еще вчера были в ТОП, сегодня могут потерять позиции. Но каким бы точным или же, наоборот, несовершенным не выглядел процесс ранжирования, сегодня он остается единственным реально работающим методом сортировки сайтов в выдаче.